Поклониться могиле отца
Екатерина Дмитриевна почти и не помнит отца. Она была самой маленькой, пятым ребенком в семье. Единственное детское воспоминание о нём, как надел плащ-палатку, да поцеловал жену и её, младшенькую, перед тем как уйти на фронт. Воевал и старший брат маленькой Кати - Сергей. Война забрала из семьи всех взрослых мужчин, до одного. И не вернула.
Сначала в Большую Козинку, что в Павловском районе Воронежской области, пришло известие, что пропал без вести брат Серёжа. Мама плакала, искала его, но сколько писем в архивы ни посылала – ничего не выяснила. Ждала мужа: тот служил в пехоте, письма писал, даже фото прислал в форме. Снимок хранили как зеницу ока. В сорок третьем Катин отец написал, что ранен в ногу. Мама плакала, надеялась – комиссуют. Какой угодно пусть возвращается, только бы живой. Отца перевели в другой вид войск, и, казалось, скоро уже и конец войне. На дворе стояла зима сорок пятого. В феврале на отца пришла похоронка. До Великой Победы оставались считанные месяцы…
Ах какой был праздник в Большой Козинке, куда докатилась весть об окончании войны. А вскоре встречали победителей жены и матери. И где-то среди цветов, нарядных женщин, уставших и счастливых солдат горько плакала маленькая Катя. К ней ведь отец не вернётся. Уже никогда.
Голодно жили после войны, трудно. Однажды Катина мать взяла с тока зерна, чтобы накормить своих вечно голодных детей. Её посадили. В то время младшей дочке едва исполнилось пять лет. Девчонка в одночасье осталась сиротой. Жила она с тёткой, потом с сестрой, вернувшейся с торфяных разработок. Вспоминает, как пятьдесят километров до Россоши шли пешком, пока подвода не подобрала. Сестра работала в колхозе. И, вернувшись со смены, отдавала ей маленький кусочек жмыха, сбережённый для ребёнка. Когда мать освободилась из тюрьмы, жизнь стала налаживаться. Дом построили. Катя окончила школу, техникум, вышла замуж. Только одна мечта осталась неосуществленной - найти могилу отца, поклониться…
В девяносто шестом Екатерина Дмитриевна стала искать, где же он похоронен, более настойчиво. Не один запрос сделала, пока из архивов наконец сообщили: могила её отца находится в Ландсбурге на Варте. Это бывшая территория Германии, затем отошедшая к Польше. Такого города на современных картах не было. К поискам подключился сын Екатерины Дмитриевны, названный в честь деда Дмитрием. Отправили запрос в польское посольство. Затем в интернете нашёлся сайт, где поляки, самые обычные люди, помогали отыскивать родных за рубежом, написали в польский Красный Крест. И могилу деда нашли. В Хожуве Велькопольском. Оказывается, после войны некоторые города были переименованы.
Появилась другая проблема, как туда добраться. В письме из Красного креста написали, что в польском консульстве можно оформить визу, бесплатно, если едешь на могилу к погибшему в Великую Отечественную родственнику. Но добраться в Москву и вернуться стоило дороже, чем оформить визу в туристическом агентстве! В Харьковском отделении посольства Польши визу бесплатно оформить оказалось невозможно – работали там только с гражданами Украины. Значит, можно всё-таки в Москву ехать. Сын Екатерины Дмитриевны обещал – денег найдём и на дорогу, и на гостиницу. Начали оформлять визу, забронировали гостиницу…
Но тут ещё одна проблема возникла, ни Екатерина Дмитриевна, ни её сын не знают польского языка. Поезда идут только до Познани, оттуда ещё надо доехать до Хожува электричками, с пересадкой. Как купить билеты на электрички, как добраться до гостиницы, в которой забронированы места? Как найти дорогу к кладбищу? В конце концов, где отыскать переводчика, который поможет справиться со всеми этими проблемами? Екатерина Дмитриевна переживает. Плохо спит по ночам. Но все же она уверена, в октябре, в сто десятый день рождения своего отца обязательно положит букет на его могилу.
Анна САНИНА.