Искусство как свобода

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня11
mod_vvisit_counterВчера3
mod_vvisit_counterЭта неделя11
mod_vvisit_counterПрошлая неделя23
mod_vvisit_counterЭтот месяц15
mod_vvisit_counterПрошлый месяц4026
mod_vvisit_counterВсе дни255207

Кто на сайте

Сейчас 3 гостей онлайн

Топ комментариев


| |

Искусство как свобода

   На Белгородчине отметили семидесятилетие Станислава Степановича Косенкова – заслуженного художника России, чьи работы были удостоены многих наград на самых престижных выставках, в том числе и международных.
  В областном центре прошёл Первый Белгородский фестиваль изобразительных искусств памяти художника. В его рамках была открыта выставка в Белгородском государственном художественном музее и выставочном зале «Родина».

   Организаторы фестиваля – департамент образования, культуры и молодёжной политики области, Белгородский государственный художественный музей, Белгородская региональная организация Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», музей-мастерская заслуженного художника России С.С. Косенкова.
   Были учреждены две номинации: «Лучшая работа в области изобразительного искусства Белгородчины», в которой рассматривались работы белгородских художников, и «Лучшая работа гостей фестиваля», в ней оценивались работы художников из других регионов. Победители награждены дипломами I, II, III степени, их работы закуплены в фонды художественного музея. В первой номинации диплома первой степени удостоен Владимир Нестерков за картину «Улица Пречистенка, Москва, 2011 г.», во второй - художник Анатолий Костяников из Орла, который написал портрет Ивана Алексеевича Бунина.
   В конкурсе приняли участие художники Белгородской, Воронежской, Курской, Орловской, Брянской, Липецкой, Московской областей и Сумской области Украины, всего более двухсот авторов, которые представили 423 произведения изобразительного искусства.
   Два дня в художественном музее работала научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития отечественного изобразительного искусства в провинции». Состоялся обмен мнениями специалистов в области музееведения, искусствоведения, культурологии, истории, краеведения, рассматривались художественные традиции и культура российской провинции. Были доклады и научные сообщения по проблематике изобразительного искусства: традициям, современности, перспективам развития, а также изучения, сохранения и развития культурно-исторического и художественного наследия, многие из них были посвящены личности Станислава Косенкова, его вкладу в развитие белгородского и отечественного изобразительного искусства.
   И, пожалуй, главное: фестивальные мероприятия проходили так, что в них и на них чувствовалось «присутствие» самого Станислава Косенкова, ибо искусство вечно, а, значит, вечны и деяния тех, кто его творит.
***
   К юбилею Станислава Степановича издан его альбом, подготовленный управлением культуры области, Белгородским государственным художественным музеем и музеем-мастерской С.С. Косенкова. Отпечатан в Санкт-Петербурге. В нём более трёхсот страниц. Тираж - тысяча экземпляров.
   Подобного издания белгородских художников и о белгородских художниках ещё не было. Около пятисот работ – живопись, графика, экслибрис, книжные иллюстрации, рисунок – вся панорама творчества Косенкова, начиная со студенчества до зрелости, до подлинного мастерства, до полной трагизма и боли серии «Чернобыль России – деревня» (1988 г.) и ошеломляющих по своей силе и по абсурдности «Демократии» и «Меланхолии» (1992 г.).
   Новые времена запечатлены карандашом на первом рисунке так. Волки остервенело рвут лошадь, а мужик с туповатым выражением лица стоит в сторонке, записывая алчное звериное пиршество на магнитофон. Эта картина – как страшная метафора происходившего в нашей стране в 90-е годы. На второй не менее выразительно показано душевное состояние, в котором пребывали тогда люди: покосившаяся ограда, стоптанные сапоги, пустые бутылки и здесь же телевизор с узорной салфеткой и бесстыдно обнажённая дева с яблочком греха. Смотришь на эти рисунки и с содроганием думаешь: неужели такое было, неужели мы это пережили, перемогли, вновь пришли к вечным человеческим ценностям?!
   Но пришли ли? На этот вопрос отвечать сегодня каждому из нас.
   Напряжённый нерв чувствуется в большинстве работ художника, даже в ранних. Есть в альбоме, конечно, и, скажем так, светлые мгновенья. Но лучше на самом деле увидеть, чем услышать: альбом поступит в белгородские библиотеки, и все, кто интересуется творчеством Станислава Степановича, смогут его посмотреть и прочитать.
  Да, да, и прочитать, ибо в издании впервые опубликованы страницы его дневников. В основном напечатаны, конечно, выдержки относящиеся к искусству. Но читатели узнают о Косенкове и как о философе, литературном критике и как о гражданине. Его размышления о великих русских писателях – Пушкине, Лескове, Достоевском, Тургеневе и других глубоки, основательны и оригинальны. К примеру, такая цитата: «Прочёл недавно «Стихотворения в прозе» Тургенева и был поражён. Этот талант, красавец и щёголь, баловень вдруг раскрылся как слабый человек, и этим стал мне близок и понятен. Эта слабость страха смерти, которая так объединяет всех тварей на земле, и уж людей, конечно».
   Ещё цитата: «Каждый человек рождается со своим Словом, но ему нужно освободиться от всего ненужного, чтобы осталось только Оно». И такое высказывание «Рисунок – как свобода»…
   Может быть, когда-нибудь выйдет книга «Дневники Косенкова»? Будем с надеждой её ждать.
***
   «Память неба и земли» - так называется выставка Станислава Косенкова, которая открылась в его музее-мастерской.
  Такое название художник дал одной из своих работ из серии иллюстраций к книге стихотворений воронежского поэта Алексея Просолова, вышедшей в московском издательстве «Современник» в 1988 году. На Всесоюзном конкурсе «Искусство книги» издание было удостоено Диплома II степени.
   На выставке более тридцати работ, может быть, самых сокровенных и проникновенных. А открывается экспозиция цветной автолитографией «Мальчик на столбике». Её мастер сделала в 1990 году, но выставляется работа впервые. Поза, в которой запечатлен ребёнок, напряжённая и даже, я бы сказал, трагичная, но голубой фон и бело-розовые оттенки наполняют её светом. Открывая выставку, вдова художника Анна Константиновна (сейчас она заведует музеем-мастерской) сказала, что «Мальчик на столбике» - это как бы и детство самого Станислава Степановича. Оно было нелёгким, военным и послевоенным. Отец, которого он видел только на фотографиях, погиб летом 1941 года, но память о нём художник пронёс через всю жизнь. И о детстве тоже, вспоминая о той поре, как о самой светлой и чистой. Взрослая жизнь художника была скорее драмой, но свет детства не давал погаснуть надежде на лучшее, укреплял в вере.
   На открытие выставки «Память неба и земли» собрались родные Станислава Степановича и самые близкие ему люди, те, кто шёл с ним по жизни, кто поддерживал и помогал, с кем он делился радостями и огорчениями. Скульптор Анатолия Шишков и график Владимир Козьмин – ученики и друзья Косенкова; поэт Станислав Минаков, хотя и намного младше, дружил с ним, написал, пожалуй, лучшие статьи о его жизни и творчестве; Валентина Абрамова, будучи директором городской центральной библиотеки им. Н. Островского, создавала вместе с художником Пушкинское общество, бессменным председателем которого он был; председатель Белгородского отделения Российского фонда культуры Раиса Фирсова много раз организовывала выставки художника… Они и другие присутствовавшие на этой поистине тёплой и дружеской встрече вспоминали о Станиславе Степановича, говорили о нём самые проникновенные слова.
   Память человека – та сокровищница, в которой хранится самое доброе, самое яркое. Однажды (это более двадцати лет назад) Станислав Степанович  и я были приглашены в третий класс средней школы №2, в котором учились наши дети – Маша и Миша. На классном часе присутствовала и мама художника Ефросинья Ивановна. Она говорила ребятишкам о том, что надо уважительно относиться к хлебу, к каждому его кусочку, что во время войны он был дороже всяких ценностей. Я же тогда подумал, что в те страшные годы мать наверняка отдавала маленькому Славе последнее, чтобы он выжил, окреп, вырос, чтобы стал человеком, которым она гордится.
   Станислава Степановича третьеклассники слушали тоже очень внимательно, в классе стояла такая тишина, которая, наверное, не всегда бывает даже на уроках. Он показывал свои работы, не заигрывал с детьми, а говорил серьёзно о призвании и пути художника, о важности с детства определить цель в жизни и идти к ней, несмотря ни на какие соблазны, о том, что душа каждого человека свободна и этой свободой следует дорожить. А потом он пригласил учеников в свою мастерскую.
   Ученики побывали у него в гостях. Художник дал ребятам урок рисования, рассказывал и показывал, как он работает, позволил даже помочь, как бы подсобить ему – сделать оттиск на печатном станке. И я тогда, как и ребятишки, с восхищением смотрел на Мастера, на его сильные и крепкие руки, на точные движения и понимал, что всё это ему далось неимоверным трудом. Вспомнилось высказывание поэта, что «вдохновение даётся не даром, а обязательно за работу, за труд разума». Признание, успех, слава – за то же самое. Творческий путь Косенкова – тому подтверждение.
   «События последних лет привели к духовному разврату через политизацию всего, всех и вся, что только лишь подтвердило на практике страны и мира моё старое (и доброе!) презрение к политике… Поэтому: Искусство как способ и метод, как Путь к Истине, и через эту призму Искусства – восприятие и действие в быту, в жизни, в мыслях и поступках, в словах и движениях». Такую запись художник сделал в своём дневника 13 марта 1992 года. Через год он трагически погибнет.
   Воспримем эти слова как завет Художника, как завещание – нам.
Валерий ЧЕРКЕСОВ.
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Погода