Ах, белый пароход!..

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня5
mod_vvisit_counterВчера3
mod_vvisit_counterЭта неделя5
mod_vvisit_counterПрошлая неделя23
mod_vvisit_counterЭтот месяц9
mod_vvisit_counterПрошлый месяц4026
mod_vvisit_counterВсе дни255201

Кто на сайте

Сейчас 1 гость онлайн

Топ комментариев


| |
Рассказ из детства
Ах, белый пароход!..
   Когда я слышу, как кто-то говорит: «Я видел пароход» или «Я плыл на пароходе», то невольно улыбаюсь: нынче и уже давно пароходов нет, есть теплоходы, электроходы, то есть речные и морские суда сейчас двигаются в результате сгорания жидкого топлива или же при помощи электроэнергии. А пароход – он и есть пароход. В его топку загружались уголь или дрова, сгорая, они разогревали воду, которая находилась в ёмкости – тендере, она превращалась в пар, а он в свою очередь приводил в движение механизмы, которые вращали огромные лопасти-колёса, загребавшие воду, и судно двигалось вперёд.
  Такой экскурс в прошлое. А я вот пароходы на самом деле видел!
  Я стою на высоком берегу и смотрю на Амур. Наш дом находится неподалёку от реки, и с тех пор, как взломался лёд, я прибегаю к ней каждое утро. Бурный ледоход уже прошёл, по воде плывут лишь небольшие льдины. Так что не сегодня-завтра жди первый пароход. Он приплывает из затона, который находится ниже по Амуру, у слияния его с Зеей, там суда зимуют. Пароходы буксируют из порта баржи с грузами, тянут огромные плоты из брёвен и суда с горючим – всё это доставляется по реке, чуть ли не до самого Тихого океана.
  Чу! Вдали раздаётся трубный пронзительный гудок, ему эхом аукнулись берега. «Ура! – кричу я, подрыгивая на уже потеплевшем песке. – Первый пароход! Первый пароход!». Ну всё, значит, пришла настоящая весна, за ней наступит лето, и мы, мальчишки, будем днями пропадать на амурских берегах, купаться, загорать, играть, рыбачить – да мало ли чем можно заниматься.
  Пароходы были грузовыми и пассажирскими. Грузовые выкрашены в коричневый, оранжевый или жёлтый цвета, но от дыма, который густо валил из труб, и сажи, осыпавшейся на палубы, они выглядели как бы закопчёнными, мы говорили «чумазыми». Пассажирские были бело-голубыми, хотя сажа тоже на них оседала, но почему-то не так густо. Грузовые чаще назывались как города: «Саратов», «Свердловск», «Хабаровск», «Благовещенск», пассажирские - именами великих людей «Адмирал Невельской», «Сергей Лазо», «Миклухо-Маклай». Поразительно: прошло более полувека с поры моего детства, а я помню названия пароходов – такое неизгладимое впечатление они оставили в памяти.
  Приплывали к нам суда и из других портов, находящихся ниже по Амуру, но особенно мы, пацанва, ликовали, когда на реке появлялся китайский пароход. В городе Хэйхэ, который стоял на правом берегу прямо напротив Благовещенска, он, вероятно, был в единственном числе. Если у наших пароходов было по два колеса-лопасти и находились они по бокам судна, то у китайского - одно очень большое, прямо огромное, и было оно на корме. Когда пароход шёл, то колесо, вращаясь, поднимало столб брызг. Из трубы китайского парохода валил необыкновенно густой и чёрный дым, а плыл он медленно, чуть накреняясь на правый борт, – всё это вызывало у мальчишек неимоверный восторг. Говорили, что судно досталось нашим друзьям от японских интервентов, которых изгнали из Китая в августе 1945 года.
  Мечтой многих благовещенских мальчишек было проплыть на пароходе «Адмирал Невельской» или хотя бы на нём побывать. Трёхпалубный, белого цвета, с большим красным флагом на мачте, он так и притягивал к себе восхищённые детские взоры.
  На этом пароходе обычно отправляли ребят в пионерский лагерь, который находился выше по Зее, у села Натальино. В лагере отдыхали дети тех, кто работал в речном порту, в нашей же семье таковых не было. А вот у соседки Гальки Прозоровой отец был речником.  И однажды (кажется, я тогда учился в третьем классе) ей досталась путёвка в лагерь, и я напросился девчонку проводить – уж очень хотелось поглядеть вблизи на «Адмирал Невельской»!
  На площади у причала толпилось очень много людей, казалось, полгорода собралось проводить ребят. Пароход стоял, притулившись белым боком к пирсу. На нём гремела весёлая музыка, было много улыбающейся празднично разодетой ребятни. Я смотрел на радостные лица, и вдруг мне стало нестерпимо завидно, а ещё почему-то обидно, что не я стою на палубе, а другие, и что не мне машут руками провожающие. Тёплая влага подступила к векам, но я не заплакал, а только ещё ниже нахлобучил кепку, чтобы никто не заметил моего состояния.
  Тогда же я решил: когда вырасту, то непременно поплыву на «Адмирале Невельском», а может быть, и на ещё лучшем и красивом пароходе, куда-нибудь далеко-далеко, возможно, даже в неведомые страны, и кто-нибудь мне тоже будет завидовать.
Валерий ЧЕРКЕСОВ.
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Погода