Народная. Священная
Прошёл уже семьдесят один год, а в людской памяти навеки осталась эта скорбная дата – 22 июня 1941 года ранним тихим утром фашистская Германия напала на нашу страну. Войну, которая началась, в первые же дни назвали народной, священной, ибо нет святей долга, чем сражаться за Родину.
В воспоминаниях тех, кто пережил тот роковой воскресный день, он был солнечным. До полудня многие прожили, не ведая, что враг перешёл границы, бомбит города и сёла, что наши воины ведут тяжёлые бои, что уже тысячи солдат и офицеров погибли, а, значит, матери потеряли сыновей, жёны – мужей, дети – отцов, любимые – любимых. Все помнят, как страшная весть пришла из репродуктора, ошеломив неожиданностью и предощущением близких бед и горя.
До сих пор я помню рассказ жителя села Беловское Белгородского района Ивана Фёдоровича Твердохлебова. Он будучи молодым офицером – выпускником Кремлёвского военного училища - незадолго до начала войны получил назначение в гарнизон Брестской крепости. Часть, в которой служил, в тот день была в летних лагерях. Расположение части бомбили, обстреливали из орудий, потом пошли вражеские танки и пехота. Наши воины хотели пробиться на подмогу к осаждённым в крепости, но это не удалось – слишком были неравны силы.
Ивана Фёдоровича в 70-80-е годы не раз приглашали в Брест на встречи защитников крепости, которые остались в живых, и, рассказывая об этих, казалось бы, радостных событиях, он никак не мог скрыть посверкивающих печалью слёз.
На Белгородчине, может быть, как ни в какой другой области, много памятников, обелисков, братских могил и других мест, связанных с Великой Отечественной войной, - больше тысячи. В День памяти и скорби к ним придут люди – представители всех поколений, и, конечно же, ветераны и молодёжь. Будут возлагаться венки и цветы, говориться скорбные слова. А кто-то и помолчит, вспоминая друзей-однополчан, отцов, дедов, прадедов – тех, кто поистине положил жизнь на алтарь и во благо Отечества.
Благодарное молчание – тоже память.
Валерий ЧЕРКЕСОВ.